Мотоцикл «Россия»

В Политехническом музее хранится первый российский мотоцикл, который так и называется — «Россия». Его судьба была непростой. Он служил демонстративным экземпляром в военной автошколе, затем лежал в хранилище — разобранный и безымянный, был ошибочно принят за мотоцикл из Бельгии и только в 1990-х наконец обрёл своё имя, место и целостность.

Первые мотоциклы попали в Россию спустя несколько лет после начала их серийного производства в Европе. Большим энтузиастом велосипедостроения — а мотоциклы вначале делали именно производители велосипедов — был российский промышленник Александр Лейтнер, уроженец Курляндской губернии. В юности он путешествовал по Европе, изучал механику и оказался в Ковентри — крупном британском промышленном центре, где делали и велосипеды. Освоив там велосипедное дело, Александр вернулся в Ригу, а затем занялся конструированием и продажей велосипедов. Предприятие Лейтнера «Россия» стало первой российской велосипедной фабрикой, которая даже имела представительство во Франции. Сам же Лейтнер получил медаль Всероссийской выставки-ярмарки в Нижнем Новгороде — «за хорошую работу и чистую отделку велосипедов, а также за почин производства велосипедов в России».

11 сентября 1898 года в Петербурге прошли первые в нашей стране мотогонки. Первая мотогонка в Российской империи не могла пройти незамеченной для специалиста по дорожному транспорту. Лейтнер купил у братьев Вернер — французских производителей мотоциклов — лицензию, и уже в 1899 году фабрика «Россия» выпустила первый экземпляр. Про него известно мало, а немногочисленные упоминания описывают его как «велосипед с мотором», что и понятно. В 1903 году фирма Лейтнера начала мелкосерийное производство новой модели под названием «Россия».

Хотя «Россию» и создавали с опорой на западноевропейские образцы, она была не лишена своеобразия. Её нельзя назвать копией иностранных систем — в конструкции мотоцикла были элементы, запатентованные Лейтнером. Например, самосмазывающиеся, защищённые от пыли втулки и обеспечивающие свободное вращение колёс каретки — весьма прогрессивное нововведение. Кроме того, Лейтнер модернизировал экипажную часть, сделав её более пригодной для российских дорог. Тем не менее у первого российского мотоцикла всё же был немецкий двигатель — Fafnir, мощностью 1,75 л.с.

Фабрика Лейтнера делала мотоциклы до 1907 года и выпустила около 30 машин. Вскоре фабрика забросила производство «Россий» из-за убыточности. Сборка обходилась дорого и удешевить её было сложно. Лицензии приходилось покупать за рубежом, а налог на отечественный мотоцикл составлял 40% от стоимости — тогда как на импортный, вопреки обычной практике, не превышал пяти.

Про этот экземпляр мотоцикла «Россия» известно лишь, что когда-то его использовали в военной автошколе для демонстрации — его двигатель разре́зали, чтобы показать внутреннее устройство. В 1941 году эта машина была обнаружена на Антипьевских складах в Москве. Оттуда мотоцикл передали в Политехнический музей — разобранным, неопознанным, без документов. В 1980 году его отреставрировали и приняли на учёт, по ошибке определив как бельгийский мотоцикл Sarolea. Только в 1990-х, узнав по крепежам характерный двигатель Fafnir и сравнив с рижским образцом, в старом мотоцикле наконец признали «Россию».

Из трёх десятков мотоциклов «Россия» до наших дней добрались только два экземпляра. Один из них находится в частной коллекции в Риге, другой — в Москве, в Политехническом музее.

Источник

X
X
X